Коррупция, как социальное явление, к сожалению, присутствует во всех сферах нашего государства. Так что и военные круги посетила эта напасть. Коррупция в армии приобретает довольно интересные формы. Зачастую с другими статьями Уголовного Кодекса РФ. Так, в нашем случае, мошенничество породило попытку дачи взятки большим количеством военнослужащих. Давайте по-подробнее расскажу об этой истории.
На войну за деньги
С сентября 2015 года Российская Федерация проводит военную операцию в Сирийской Арабской Республике. Военный контингент привлекается к участию в различных мероприятиях на территории Сирии — войсковым, гуманитарным, профилактическим. Суть в том, что каждый военнослужащий, который там побывал получает статус ветерана боевых действий. А как мы все знаем — данная категория становится обладателем определенных преференций. Это и ежемесячная денежная выплата (в 2021 году — 3212 рублей). И льготы на коммунальные услуги, проезд в общественном транспорте и многое другое. Кому интересно — можете прочесть в ФЗ «О ветеранах» или в статье про льготы ветеранам боевых действий. Плюсом идут довольно большие командировочные и надбавки к денежному довольствию. Так вот — чтобы попасть в состав подразделений, убывающих в САР, военнослужащие готовы платить деньги.
В декабре 2020 года Петербургский гарнизонный военный суд осудил капитана 3 ранга А. Даниловского за коррупционное преступление. Будучи офицером в управлении технического обеспечения Западного ВО, капитан 3 ранга Даниловский был ответственным за комплектование убывающих в САР. Как узнали военные следователи, отбор был совсем не безвозмезден. За включение в списки убывающих сержанты и прапорщики отдавали по 15 000 рублей. А офицеры – по 50 000 денег в российской валюте.
Остап Бендер на Сахалине
По сообщению издательства «Коммерсант», военный юрист одной из воинских частей дислоцированных на Сахалине, организовал целый бизнес. С военнослужащих он также собирал денежные средства за убытие в Сирию. Такса у «правоведа» составляла: рядовые и сержанты — 20 тыс. рублей, прапорщики — 30 тыс. рублей, офицеры — 40 тыс. рублей. По данным из СМИ Иван Жарков (так зовут юриста) выходил на военных и утверждал, что у него есть знакомые в управлении кадров Восточного военного округа. Те в свою очередь формируют подразделения для убытия в САР. В реале таковых знакомых у него не было. Деньги военные переводили Жаркову на банковскую карту. В командировке военнослужащие планировали получить ветерана боевых действий и командировочные деньги с одновременным сохранением денежного довольствия в пункте постоянной дислокации.
Категория | Сумма, рубли |
Солдат, сержант | 20.000 |
Прапорщик | 30.000 |
Офицер | 40.000 |
В результате пострадали и «потерпевшие». Данным военнослужащим было инкриминировано уголовное преступление — покушение на дачу взятки. Горе-коррупционеры были приговорены к штрафам в размере от 30 000 до 90 000 руб. Мошенник же, осужден по ст. 159 Уголовного Кодекса (мошенничество). Причем юрист Жарков ранее привлекался к ответственности по подобным правонарушениям. Никто соответственно в Сирию не поехал (или полетел).
Коррупция в армии: выводы
В везде, в том числе и в армии, находятся люди, которые сформировались в социуме государства. В Вооруженные Силы, полицию, Правительство чиновников набирают не с луны и не из другой страны. Поэтому не стоит удивляться, что и военные совершают коррупционные преступления. Необходимость борьбы с данным явлением в армейской среде очевидна. Жаль, что в последнее время так много скандалов на эту тему среди военных, которые должны служить образцом порядочности и чести.