Американская экономика стремительно теряет былое влияние: с долей в мировом ВВП в 52% в 1944 году США скатились до 14% в 2024-м. И теперь, по проверенному рецепту XIX века, Вашингтон снова развязывает тарифную войну. Дональд Трамп делает ставку на реиндустриализацию, но на пути стоят как внутренние, так и внешние противники. Разбираемся, что происходит за океаном — честно и без домыслов.
США: тарифная война по заветам XIX века
Начать стоит с того, что доля США в мировой экономике неуклонно снижается. По оценке Всемирного банка, если в 1944 году Америка контролировала внушительные 52% мирового ВВП, то в 2024-м эта цифра скатилась до жалких 14%.
Исторически, после окончания собственной Гражданской войны, США уже сталкивались с необходимостью кардинальных экономических реформ. Тогда победившая Республиканская партия сделала ставку на высокие заградительные тарифы, и этот период вошёл в историю как «Великая протекционистская эпоха». Причём величие её заключалось не только в уровне пошлин (в среднем 40–50%, а в 1897 году – все 57%), но и в последствиях: Америка из аграрной страны превратилась в мирового промышленного гиганта.
Железнодорожный бум, переход на стальные рельсы, рост производства стали с 70 тысяч тонн до 11,2 миллионов тонн, стремительное развитие инфраструктуры — всё это закономерные плоды протекционизма.

Трамп: курс на реиндустриализацию
Сегодня, впрочем, ситуация куда сложнее. Стремясь повторить успех XIX века, Дональд Трамп в очередной раз делает ставку на тарифы, но сталкивается с непростой реальностью глобализированного мира. Производственные цепочки ныне разбросаны по всему миру, и вернуть заводы «домой» — задача на десятилетия.
И всё же Трамп не отступает. Он намерен сменить источники дохода федерального бюджета США, вернувшись к практике XIX века, когда основную его часть составляли именно импортные пошлины, а не налоги на простых граждан. Логика проста: налоги душат предпринимательство, тогда как пошлины создают стимулы для развития внутреннего рынка.
Впрочем, справедливости ради стоит отметить: реформа американского образования, необходимая для подготовки квалифицированных кадров, пока буксует. Вместо создания системы профтехобразования усилия ушли в борьбу с гендерной политикой демократов.

Экономический баланс: вчера и сегодня
Как ни крути, положительное сальдо торгового баланса всегда было источником могущества. Исторические примеры — золото Калифорнии и Аляски, приток зарубежных инвестиций в США в XIX веке. Однако с созданием ФРС и последующим отказом Никсона в 1971 году от золотого стандарта, ситуация изменилась: США стали бесконтрольно накачивать экономику долларами.
Во Вторую мировую Штаты ещё раз воспользовались моментом — снабжение союзников дало толчок индустриализации. Однако золотой век не вечен: сегодня Америка пожинает плоды безудержной долларовой эмиссии.

Доллар как обуза
Хотя превращение доллара в мировую резервную валюту открыло США гигантские возможности, оно же стало и их ловушкой. Рост долларовой массы за рубежом теперь требует всё больших затрат на поддержание финансовой стабильности. И всё это — при продолжающемся падении доли США в мировом ВВП.
Трамп, понимая всю сложность ситуации, не строит иллюзий: он осознаёт, что прежние методы уже не работают. Прежняя ставка на безграничную эмиссию сегодня приводит к стагнации и росту долговой нагрузки.

Очевидно, что глобализация и бесконтрольное развитие финансовых рынков сыграли злую шутку с американской экономикой. Финансовые институты, контролирующие до 80% доходов, душат реальный сектор. Инвестиции идут не в производство, а в спекуляции.
И тут возникает основная проблема для реиндустриализации: пока доходность финансового капитала выше, чем вложения в реальный сектор, переломить ситуацию невозможно.
Трамп против международных финансистов
Не стоит забывать, что Трамп борется не только с внешними вызовами. Внутри страны он противостоит мощной коалиции демократов и международных банкиров. И, судя по всему, он готов даже к обвалу фондовых рынков, лишь бы добиться перелома в реальном секторе.
Интересно отметить: намёки на возможный переход США к криптовалютам — это не более чем дипломатический манёвр, попытка оказать давление на оппонентов.

На практике основная задача новой тарифной политики США проста: вернуть хотя бы часть производства на родину, а страны Юго-Восточной Азии заставить сворачивать сотрудничество с Китаем. Штаты хотят остаться поставщиком высокотехнологичной продукции, тогда как Азия должна ограничиться сырьём и дешёвыми товарами.
При этом Трамп прекрасно понимает: его противникам подвластны СМИ и огромные финансовые ресурсы. Поэтому он вынужден действовать неожиданно и стремительно, чтобы лишить их возможности строить системное сопротивление.
Рекомендуем:
Новый виток катастрофы: чем может обернуться ядерная война Индии и Пакистана для всего мира